Бюджетный кризис - на пороге
Feb. 5th, 2009 05:52 pmСначала - цифры. Данные Минфина.
В ноябре 2008 г. впервые бюджет стал дефицитным. Дефицит составил 32% расходов или 7,2% к ВВП.
Декабрь - 58% и 20,7% к ВВП.
Что мы имеем в январе?
Таможенные доходы бюджета по сообщению ФТС составили 197,6 млрд.руб., т.е. упали на 40%.
Налоговые доходы , безусловно уменьшатся по сравнению с декабрем. Пусть консервативно на 20%. Тогда доходы бюджета составят 360 млрд.руб. А расходы 750 млрд.руб.(9 трлн.руб./12 месяцев). Т.е. дефицит бюджета в январе будет около 50% расходов или в районе 10% ВВП.
Извините, что утомил цифрами. Но важно, что ноябрьско-декабрьский бюджетный провал в январе не восстановится. Значит - это не случайность. Это - наша новая реальность, которую признавать не хочется.
Январские цифры - дефицит в 50% расходов бюджета или 10% ВВП - это моя оптимистическая оценка на 2009 год. Пессимистическая - 75% расходов и 12-15% ВВП.
Завления о том, что бюджет будет дефицитным или дефицит не превысит 6% ВВП (кудринские рассказки) - самоуспокоение. Все будет в разы хуже. Все УЖЕ в разы хуже.
Если взять мой оптимистический прогноз, то резервного фонда едва хватает на погашение дейицита федеральнго бюджета в 2009 году. Но надо иметь в виду доп.расходы - помощь региональным бюджетам, на которых висит вся социалка (школы, больницы и т.п.), а также социальные фонды (Пенсионный и другие). Их дефицит будет существенно выше, чем в федеральном бюджете (т.к. у них нет таможенных доходов, а это более половины доходов федерального бюджета). Необходимая помощь им означает, что резервный фонд кончится в начале осени 2009.
Пересмотр бюджета уже начался. Бюджетные полномочия Правительства на 2009 год беспрецедентны, парламент просто отстранился от контроля за бюджетом. Поэтому, возможно до осени менять закон о бюджете формально не будут. Хотя логично было бы официально (на уровне закона) пересмотреть его уже сейчас - т.к. на бюджетный прогноз ориентируются регионы и надо дать им сигнал к пересмотру бюджетов. Но этого не будет. А значит весной вероятно начало секвестров региональных бюджетов.
У федерального есть пока: а) резервный фонд и б) таможенные доходы. Он выдержит дольше. Сейчас будет не секвестр, а перераспределение средств между месяцами и статьями в рамках уже имеющихся полномочий Правительства. К необходимости секвестра, т.е. пропорционального урезания всех расходов кроме защищенных статей (на уровне закона) - мы подойдем осенью 2009, если Правительство не урежет резко расходы федерального бюджета.
А оно, конечно будет урезать расходы. И тем самым только ухудшать ситуацию. Ведь государственные расходы - часть конечного спроса. Если он сокращается - сокращается производство. А если сокращается производство - сокращаются налоги. Что ведет к новому витку сокращения расходов бюджета и т.д.
Боюсь, что эта дефляционная спираль поставит нас перед необходимостью радикального пересмотра всей экономической политики уже в конце весны 2009 года. Включая разовую крупную девальвацию и секвестр госрасходов.
Напоследок - для любителей хороших новостей. Дефицит бюджета поведет к резкому росту бюджетных заимствований на внутреннем рынке. Это будет возможно под реально высокие проценты. И начавшая строится пирамида внутреннего госдолга имеет некоторые шансы отвлечь банки от единственной прибыльной на сегодня игры - игры в падение рубля. Правда в 2010 году она может привести к дефолту. Но это - когда еще будет...
Этот текст подготовлен по просьбе сайта kommentarii.ru.
(no subject)
Date: 2009-02-05 03:11 pm (UTC)Он уже в разгаре. Питер минрус 30%. Свердловская Область - тоже минус 30%.
НДФЛ и ННП улетают.
(no subject)
Date: 2009-02-05 04:17 pm (UTC)Мера эта связана в первую очередь с падением промышленного производства и сокращением объема поступления налогов. Как уже писал BFM.ru, в декабре Минфин РФ спрогнозировал сокращение поступлений от налога на прибыль (ННП) и НДФЛ в 2009 году на 25-30% и 10% соответственно. При этом в Санкт-Петербурге, к примеру, совокупно НДФЛ и ННП составляет примерно 65% доходов бюджета; в Апатитах (по информации, предоставленной BFM.ru в администрации города) поступления от НДФЛ составляют 61,8% доходов города.
http://www.bfm.ru/news/2009/02/04/bjudzhety-municipalitetam.html
(no subject)
Date: 2009-02-05 05:59 pm (UTC)Хотя зачем это знать - все ведь равно впереди дефолт и девальвация :))))
P.S. А почему никто не хочет покупать валюту у ЦБ по 41-ой корзине не прокоментируете? Вы ведь истощение резервов к марту обещали...
(no subject)
Date: 2009-02-05 07:00 pm (UTC)41 корзина. А вы не заметили как быстро мы подошли к ней? И что топчемся на верхнем пределе. Банки будут постепенно, мягко увеличивать давление на валютные резервы ЦБ и недели через 2-4 ЦБ решит поправить корзину. до 45-46 рублей.
Истощение валютных резервов в марте - это был прогноз при продолжении валютной политики ЦБ. Она несколько изменилась, вы не находите? Утечка резервов получила несколько дней (недель) отсрочки. Тем не менее все проблемы остались. Просто теперь будет все идти более крупными, но редкими мазками. Может этот финт с среднесрочным валютным коридором и даст ЦБ передышку в полмесяца-месяц. Вряд ли больше.
Скажите, а вы знаете, что 10 дней каникул - это изобретение только России. Весь мир работал и торговал. И мы тоже экспортировали. А данные за декабрь по внешней торговле вы видели? Экспорт падает тем же темпом, а вот импорт - несмотря на падение рубля - вырос. А вы знаете формулу ценообразования на газ? именно сейчас началось падение экспортных цен на газ (калька с нефтяных с лагом на полгода). Они еще упадут в 2-2,5 раза. Это - не сезонные колебания.
Насчет роста налоговых поступлений. Есть проблема. Спад катастрофический в промышленности. Слышали - Автоваз и УАЗ вообще в январе не работают. И тем не менее распродать запасы машин не сумели. И в феврале решили только частично (укороченные смны и укороченная неделя). Налога на прибыль практически нет (кроме крупнейших банков и компаний). А спад в промышленности резко роняет НДС. Да еще какие-то инициативы тут были у Правительства по поводу рассрочки уплаты... Это все тоже - не сезонные факторы.
Мне говорили по поводу анализа бюджета в декабре - что это сезонный всплеск расходов, в январе все исправится. Исправилось? Посмотрим, до официальной статистики недолго осталось.
(no subject)
Date: 2009-02-05 07:10 pm (UTC)Но все это - только начало. Когда Путин поручил пересмотр федерального бюджета - регионы восприняли это тоже как разрешение. Пока сокращают немного и еще рассчитывают на облигационные займы. Это пока - пересмотры бюджета в основном в рамках полномочий исполнительных органов.
Секвестр - жесткая процедура, обычно законно регулированная, когда режутся все статьи, кроме защищенных, на одинаковый процент. Вспомните начало 90-х. Это было. Пока мы еще не там. Тот же Питер пока еще планирует полностью профинансировать строительство стадиона для "Зенита", при урезании других инвестпрограмм.
Секвестр - это больше никаких надежд и иллюзий. только жесткая действительность.
(no subject)
Date: 2009-02-05 07:13 pm (UTC)(no subject)
Date: 2009-02-05 10:03 pm (UTC)(no subject)
Date: 2009-02-05 11:12 pm (UTC)(no subject)
Date: 2009-02-06 06:26 am (UTC)Не думаю, что это позитив, если государство выйдет на рынок долгов, то другим там места не окажется, в т.ч. и реальному сектору.
(no subject)
Date: 2009-02-06 07:13 am (UTC)По существу это ничего не меняет. Дикой инфляции, думаю, в 2009 не будет. Но, обратите внимание на то, что ВВП падает - даже номинально. В ноябре-декабре он был ниже уровня октября (по расчетам минфина). А промышленный спад увеличивается. Просроченная кредиторка будет расти. А сейчас пойдет волна сокращения конечного спроса практически по всем элементам (сокращение бюджетных расходов, падение потребления населения, появление и рост чистого импорта, падение инвестиций). Боюсь, что дно экономического спада еще очень не близко. А мы его продолжаем усиливать жесткой денежной политикой.
(no subject)
Date: 2009-02-06 07:20 am (UTC)Согласен, конкурировать с государством будет почти невозможно. Но, на самом деле там и сейчас другим места очень мало... Сколько было размещено новых облигационных займов в декабре-январе? А сколько было дефолтов?
А хорошего в приходе государства на внутренний долговой рынок только одно - может появится фин.инструмент, конкурирующий по доходность/риск с валютными вложениями. Иначе государству тоже места на рынке не хватит :-).
(no subject)
Date: 2009-02-06 07:30 am (UTC)1. 400% можно было заработать на валюте не за год, а только за январь (фьючерсы на курс рубля).
2. Долги компании еще не отдали (они должны почти полтриллиона долларов). На этот год к возврату - порядка 140 млрд.долл.
Но по существу вы правы. Я предлагаю именно с пункта девальвации и начинать выстраивать адекватную экономическую политику. Внутреннее производство должно стать выгоднее импорта. В этом - залог успеха. То, что вы описали - это и называется на языке экономистов заменить выпавший внешний спрос на развитие внтуреннего спроса. Побольше бы таких областей и районов...
(no subject)
Date: 2009-02-06 08:21 am (UTC)(no subject)
Date: 2009-02-06 12:21 pm (UTC)Поднял я данные с сайта минфина.
В декабре 07 доходы бюджета выросли на 25%, в январе - упали на 20% - на уровень ноября.
В декабре 2008 доходы бюджета выросли на 4%.
Упадут на те же 20%?
Налоги в декабре 07 выросли на 6%, в январе 08 - на 9%. Нет особого скачка.
Налоги в дек. 08 выросли на 1%. В январе 09 -?
Добавлю, что в декабре 08 собрано налогов на 40% меньше, чем год назад.
Таможенные доходы действительно в январе 08 упали на 21% к декабрю. Вы правы, сезонность есть.
Но в январе 09 они упали на 41%.
И если в ноябре-декабре 08 таможенные доходы были на уровне прошлого года (+-4%), то в январе 09 они упали на 28% к январю 08. В феврале по очевидным причинам упадут еще. Сезонностью не объяснить...
(no subject)
Date: 2009-02-06 02:48 pm (UTC)(no subject)
Date: 2009-02-06 09:10 pm (UTC)Ксати, я бы посоветовал еще посчитать сколько денег федеральные фонды заработали (в рублях) в январе на девальвации - это покроет расходы за несколько месяцев, но Вы же все равно упорно считаете, что этих денег нет.
(no subject)
Date: 2009-02-06 09:20 pm (UTC)(no subject)
Date: 2009-02-07 07:33 am (UTC)А вот второй ваш тезис забавен. Жаль, все-таки, что шутки экономистов никто не понимает, кроме них самих. А то бы все хохотали до упада! Попробую перевести на простой язык.
Кто самый крупный спекулянт на валютном рынке? Кто больше всех на нем заработал? Банки? Олигархи? Нет! - бюджет. Т.е., мы с вами, простые налогоплательщики! Ха-ха...
Цифры уже есть http://www1.minfin.ru/ru/press/press_releases/index.php?id4=7026 :
курсовая разница по РФ 315 млрд.руб., по ФНБ - 244. Итого - 559 или 15,5 млрд долл. "заработал" бюджет за 2 недели с 15 по 31 января.
На несколько месяцев этого не хватит, но месяца на полтора - наверняка. А там и новая девальвация подоспеет...
Теперь вопрос "на засыпку": вот скажите, кто конкретно дал бюджету эти деньги? Если бюджет "заработал", то кто потерял? Налоги, таможня - все понятно с кого берем. Но откуда эти 15 млрд.долл. взялись?
Классный способ финансирования дефицита бюджета, не находите? Внутренний и внешний долг - это для лохов типа американцев. Наш бюджет финансирует свой дефицит на валютных спекуляциях, на падении курса нац.валюты! Открытие в экономической науке! Заслуживает спец.названия - "способ кудрина" и нобелевки! А представьте, американцы сейчас бросятся, следуя "способу кудрина" и вашим прогнозам, скупать рубли. Вот жизнь-то наладится!
А если серьезно - я рассматриваю такой способ финансирования как "законное" изъятие эмиссионного дохода ЦБ в бюджет под видом курсовой разницы. Очередная придумка для скрытого инфляционного финансирования дефицита бюджета. Благо сейчас, в острой фазе кризиса цены должны падать (как во всем мире - падают), поэтому инфляционное финансирование не так заметно - лишь удерживает цены от падения, а не увеличивает их...
PS Эти деньги (бюджетные фонды) есть - в рублях. И я никогда не говорил, что их нет. Я просто указывал на некоторую условность их учета в иностранной валюте. Которую надо понимать. Не более того.
(no subject)
Date: 2009-02-07 12:48 pm (UTC)-"Слыхал, в стране кризис!"
- "А это как?"
- "Ну, у тебя знакомые олигархи есть?"
- "Нет"
- "Теперь будут"
http://www.mdk-arbat.ru/bookcard_all4.aspx?book_id=4002876