Oct. 8th, 2013

alexmix: (белая лента)
Бюджет не попинал уже только ленивый. И есть за что. Этот бюджет разрабатывался как никакой другой со времен, наверное, 90-х годов. В нем все постоянно текло и менялось. Новые идеи вносились в него вплоть до последнего дня. Более того, некоторые заложенные в бюджет идеи оставались секретом до самого внесения его в Думу, например решение о замораживании накопительной части пенсии на 2014 год...

...Правительство весь год выражало повышенный оптимизм в отношении темпов экономического роста в стране. И бюджет будущего года рассчитан исходя из очень даже неплохого экономического прогноза: рост ВВП ускоряется по сравнению с 2013 годом (с 1,8%, по официальному прогнозу, до 3%), инфляция замедляется (с 6% до 5%), цены на нефть остаются выше $100/барр. Вроде бы все хорошо – и уж точно не хуже, чем в текущем году.

Но при всем при этом правительство ударилось в бюджетный пессимизм. Причем, судя по цифрам, вовсе не из-за проблем с экономическим ростом. А (не поверите!) из-за цен на нефть... Но правительство изначально решило сделать жесткий бюджет, хотя из-за оптимистичного макроэкономического прогноза он никак не получался. Поэтому занизили цены на нефть и получили ожидаемую дыру в бюджете...

...Все это выглядит совершенно нелогично. В самом деле, если, по прогнозу правительства, ситуация в будущем году улучшится, то зачем принимать такие жесткие меры с не до конца продуманными последствиями? Зачем правительству самому себе создавать проблему занижением нефтегазовых доходов, а потом героически бороться с ней? Очевидно, что ответ напрашивается только один: чтобы провести все те жесткие меры, которые были описаны выше. Иначе они выглядели бы совершенно неоправданно...

... Власть хочет максимально скинуть с себя груз обязательств, набранный в течение «тучных нулевых» и избирательных кампаний последних лет – думских, президентских и московских выборов. Теперь, после выборов, власть укрепилась «наверху» надолго и хочет скинуть лишний социальный балласт. А в крайнем случае всегда есть «мальчик для битья»: правительство сменить недолго.

Парадокс ситуации состоит в том, что именно этот «груз обязательств» и дает экономике развитие. Ни внешний спрос, ни инвестиции уже явно не тянут экономику, ее единственным драйвером на сегодня является рост доходов бюджетников и потребкредитования. И если власть притормозит и то, и другое – экономика не ускорится, освобожденная от балласта, как кто-то думает. А окончательно встанет.

alexmix: (белая лента)

Расстрел парламента из танков 3–4 октября навсегда останется страницей новой российской истории с полярными оценками. Указ Бориса Ельцина № 1400 был, конечно, неконституционен, последовавшие за этим акты гражданской войны с той и другой стороны перевели ситуацию в странное состояние, когда нет правых, все чересчур увлеклись и загнаны логикой противостояния в безвыходное положение, когда дело решают только пушки, только грубая сила.

Можно ли было избежать этого? Где и когда была допущена ключевая ошибка, которая привела к маленькой гражданской войне в Москве? Когда противостояние стало неизбежным?
На эти вопросы может быть много ответов. Моя версия заключается в том, что неизбежным в той или иной форме расстрел парламента стал осенью 1991 года. Ключевой ошибкой была выбранная конфигурация экономических реформ.

Для меня это имело довольно точную личную точку отсчета. Встреча с Егором Гайдаром в октябре 1991 года...