Зачем Набиуллина искусственно удерживает рубль от падения? Это настолько алогично, что становится уже труднообъяснимо.
Аналогичная ситуация и с другим партнером России по таможенному союзу — Белоруссией. За прошлый год белорусский рубль полгода укреплялся, потом полгода падал, по итогам года все же упав на 3%. Но в январе 2014 — он укрепился сразу на 6,7%. Похоже, на очереди — девальвация «зайчика», со времени его последнего крупного падения к рублю прошло уже 2,5 года (22 октября 2011 курс белорусского рубля упал к российскому в 1,5 раза, сейчас российский и белорусский рубли почти на том же уровне)...
... Казахстан является в принципе такой же монодержавой, торгующей нефтью и газом, как и Россия. Однако, стоит заметить, что «российская болезнь» - стагнация — его миновала. Рост ВВП составил очень достойные 6% за прошлый год при инфляции менее 5%. Ситуация в экономике выглядит очень здоровой. И тем не менее, при появлении давления на тенге, нацбанк быстро пошел на достаточно резкую девальвацию...
НабиИнтервенция...
В отличие от Казахстана наш ЦБР упорно продолжает валютные интервенции.
Источник — ЦБР, http://www.cbr.ru/hd_base/default.aspx?Prtid=valint Красная черта — вступление в должность председателя ЦБР Эльвиры Набиуллиной.
Как мы видим, Эльвира Набиуллина — последовательный валютный интервент. Она продавала валюту все время работы в роли председателя ЦБР. Всего (включая первую неделю февраля 2014) она продала около 31 млрд.долл. (имеются ввиду чистые продажи — за вычетом покупок)...
Эта односторонняя политика не имеет ничего общего с сглаживанием колебаний рубля (что является смыслом наличия валютных резервов у страны). Сглаживание колебаний предполагает чередование покупок и продаж валюты. У нас уже девятый месяц подряд идут последовательные продажи валюты во все возрастающих масштабах для сдерживания падения рубля.
Никаких валютных резервов не хватит для того, чтобы бороться со сложившимся макроэкономическим трендом — это как вычерпывать море ведром... Мы это видели осенью 2008-январе 2009 и только что, в январе 2014. И увидим снова.
Очевидно, что если бы не это постоянное давление на рынок, курс нашей валюты уже упал бы в зону 37-38 рублей за доллар (сейчас — около 35 рублей).
Зачем Набиуллина искусственно удерживает рубль от падения? Это настолько алогично, что становится уже труднообъяснимо.
Платежный баланс страны ухудшается, капиталы утекают, в экономике — стагнация. Девальвация — это нормальное, общепринятое лекарство от этих болезней (конечно эффективность его разная, в зависимости от обстоятельств). Да, горькое лекарство, но любая мера в экономике кому-то выгодна, а кому-то нет, это нормально. То, что лекарство горькое — это совсем не причина его не употреблять.
Вот Казахстан не стал упрямится и тратить валютные резервы и девальвировал тенге, хотя его экономическая ситуация намного лучше, чем в России. А мы по-прежнему упираемся и не желаем видеть очевидного.
Конечно можно найти много разных объяснений (от сглаживания колебаний курса, до уверений в стерильном влиянии девальвации на рост ВВП) — но лично мне кажется, что главная причина одна-единственная. Опасение. Боязнь принятия решения. Стремление отложить его на потом. В точности все так и было осенью 2008 года. Любое непринятие своевременного решения в экономике — это взрыв в будущем.