Если помните, я не раз писал, что накопление государством резервов - это улица с односторонним движением: копить их можно (хотя целесообразность под вопросом) - тратить - нет. Почему?
Валютные резервы копить - хорошая политика. Это разгоняет экономику за счет занижения курса национальной валюты. Делая экспорт и импортозамещение более выгодными, чем в ситуации без накопления валютных резервов. Но тратить валютные резервы (в больших масштабах) - нельзя. Это оказывает прямо обратное влияние на экономику, удерживая курс национальной валюты от естественной девальвации (чем соответсвенно сокращает доходы экспортеров и выгодность импортозамещения).
Бюджетные резервы - вообще нонсенс (свыше колебаний ежемесячного финансирования). Копить их - это прямой вычет из потенциального экономического роста. Путин и Кудрин реализовали эту идею Илларионова не для того, чтобы переживать трудные времена, как стали говорить последний год. А для того, чтобы "стерилизовать" (изъять из обращения) денежную массу, образующуюся от скупки валюты Центробанком. Они боялись роста инфляции. Т.е. инфляцию просто "отложили" в виде бюджетных резервов. А теперь тратить эти резервы - значит внедрять в экономику эту отложенную инфляцию. С макроэкономической точки зрения не имеет никакого значения размер бюджетных резервов: абсолютно одинаковые инфляционные последствия будет иметь и трата бджетных резервов ("отложенной" инфляции) и чистое эмиссионное финансирование дефицита бюджета Центробанком.
Именно это и признал, наконец, А.Кудрин.
Все это было понятно еще в момент образования стабилизационного фонда. Просто власти об этом как-то не задумывались. А когда пришла пора тратить - пришлось посмотреть правде в глаза. И то, что увидели - власти не восхитило. Поэтому в январе так зажали бюджет: несмотря на падение доходов на 14%, расходы сократили до уровня ниже доходов. Получилось невероятно резкое сокращение бюджетных расходов - в 3,5 раза к декабрю. Зато - без дефицита. И не стали использовать не только "курсовые разницы" от номинирования бюджетных средств в валюте на счетах ЦБ (почти триллион рублей), но и даже "процентные доходы" от держания средств бюджетных фондов на счетах в ЦБ (за счет чего и образовался "профицит").
Смысла в бюджетных резервах в условиях кризиса не оказалось никакого - в полном соответствии с экономической теорией. И почему мы последний год твердили о бюджетных резервах, которые помогут на "пережить" кризис? Считайте, что их просто нет. Деньги, перечисленные в бюджетные фонды были выведены из обращения. Деньги, которые придут из бюджетных фондов на финансирование дефицита бюджета будут эмитированы в обращение. И они ничем не будут отличатся от чистой эмиссии центробанка. А числились они в составе каких-то резервов или нет - это бухгалтерия и только. Забудьте о бюджетных резервах, как будто их и не было никогда.