Основные черты нового этапа приватизации, начавшегося с 2011 года:
продажа по высоким ценам (чтобы отсечь конкуренцию),
продажа в пользу «теневых» собственников,
продажа крупных пакетов акций, однако, с сохранением пока контрольных пакетов в руках государства.
Эти черты указывают на похоже уже начавшуюся грандиозную операцию по обмену власти на собственность. Российская политическая элита пока не готова совершить эту сделку, но она ведет подготовку к любому развитию событий, в том числе и к своему отстранению от власти. Раньше все было иначе — элита собирала все «жирные куски» в государство, складывала все яйца в одну корзину. Теперь она начала приватизировать их «в темную», раскладывать по разным карманам, неизвестно, чьим. Мы можем только догадываться.
... Впервые о сделке с обменом власти на собственность заговорил в России Е.Гайдар применительно к периоду массовой приватизации 1992-1993 годов. Однако, тогда никакого обмена не было, в 3/4 случаев собственность получили те, кто и так ее контролировал. И после этого начался период массовой «переприватизации», смены собственников. Сегодня вопрос о сделке «власть-собственность» звучит разумно как возможность избежать революции и крови, обеспечить мирный переход власти в руки новой политической элиты.
Однако, так понимает процесс нынешняя элита, а вот ее оппонент — протестное движение не осознает и скорее всего не принимает такую сделку.
Дело не только в том, что в оппозиции самой мощной силой сегодня являются левые, которые не хотят никакой приватизации. А в том, что даже интеллектуальная часть оппозиции крайне недоверчиво относится к приватизации.
Например, А.Навальный и В.Ашурков опубликовали статью «Неуправляемые госкомпании» с главным лозунгом «Приватизировать? Нет, учиться управлять». Признавая чрезмерность госсектора в России, они, однако, призывают не торопиться с приватизацией и явно хотели бы сдержать и так не слишком великие приватизационные деяния Правительства. Альтернатива — улучшение практики корпоративного управления, законодательства и борьбы со злоупотреблениями.
Пока сделка «власть-собственность» является односторонней. Ее проводит власть и не принимает оппозиция. Впрочем, власть и не собирается спрашивать или слушать оппозицию в этом вопросе. По крайней мере до тех пор, пока оппозиция не заставит с собой считаться.
PS. Другие мои статьи по приватизации:( Read more... )